Наигрыши, исполняющиеся во время шествия по деревне с пением частушек, имеют названия – «Россия» («Семьдесят четвёртая» с. Спицино Шатровского района), «У́лишна».
В с. Спицыно, д. Сладчанка и в с. Яутла Шатровского района играют наигрыш «Россия» . Четерехстрочная частушка при пении делится пополам и сначала поются первые две строки, а затем, после небольшого перерыва, исполняют оставшиеся две строки:
Ох, Россия, мать Россия,
До чего ж ты хороша.
Все вокруг поют частушки,
Веселись и пой душа.
Ой, я не в гости, не в гости к вам приехал,
Только на побывочку.
Только на побывочку,
Попроведать милочку.
Мать Россия, мать Россия
Научила водку пить.
А еще бы научила
Молодых девчат любить.
Всю Россиюшку проехал,
Всю Сибирь пешком прошел.
Всю Сибирь пешком прошел,
Лучше края не нашел.
Уж я кину кирпичину
Через быстрый ручеёк.
Чтоб ходил ко мне милёнок
Да на кажный вечерок.
Отморозил Ванька пятки,
Стал на цыпочках ходить.
Закололо под лопаткой,
Бросил милую любить.
Наигрыш «У́лишна» относится к типу наигрыша «Подгорная», но исполняется в более медленном темпе. В с. Сосновское Шадринского района наигрыш исполняется на гармони «русского» строя.
Ты играй, гармонь моя,
Сегодня тихая заря,
Сегодня тиха зоренька
Услышит чернобровенька.
Ты играй, я буду петь,
Моя душа будет гореть.
А не гори, моя душа,
Любовь не очень хороша.
Проводила болю в армию
Закрыла ворота,
Чёрну юбочку одела
И стою как сирота.
Не судите меня, бабы,
Не судите, мужики,
Никого я не боюсь,
Не треплите языки.
Под пляску играли общераспространенные наигрыши – «Барыня», «Камаринская», «Сербиянка» («Цыганочка», «Частушки» д. Жуково Куртамышского района), «Подгорная» («Иркутянка» с. Спицыно Шатровского района, «Терсюкская парижанка» с. Шатрово Шатровского района, «Плясовая» с. Сосновское Шадринского района).
Перечисленные наигрыши сопровождали разнообразные формы плясок. Под «Камаринского», как правило, плясали мужчины. Наигрыши «Барыня», «Подгорная» и ее разновидности игрались под сольную или групповую пляски. Парная многофигурная пляска исполнялась под «Сербиянку».
Наигрыши позднего историко-стилевого пласта включают в себя образцы, исполняющиеся во время парно-бытовых танцев («Краковяк», «Ах, вы сени», «Ойра», «Семеновна» и другие), а также авторские песни («Малиновки заслышав голосок», «Как родная Ваньку мать провожала» и другие).
Если на вечеринке не было музыкального инструмента (гармони, балалайки), то под пляску подыгрывают на «бандуре». «Бандурой» называется ударный инструмент, по своей конструкции напоминающий бубен. Он состоит из решета, на которое натянута высушенная кожа. Играют ладонью (костяшками), отбивая ритм. Помимо «бандуры» с такой же целью используют ведро, кастрюлю или таз, по дну которых играют ножом.
Повсеместно распространена традиция игры на балалайке. Народная исполнительница Ф. Е. Хандорина (1936 г. р.) начала учиться играть с 5 лет. Для освоения начальных принципов игры она использовала самодельный инструмент, напоминающий балалайку – деревянную доску с натянутыми струнами.
Бытует два варианта настройки инструмента – гитарный строй и балалаечный. Для балалаечной традиции Зауралья наиболее типичной является постановка при игре сидя, когда нижний угол корпуса находится между колен. При другой постановке корпус инструмента упирается в правый бок. Основной прием игры – бряцание. Реже встречается прием «выборной» игры, при которой большим пальцем правой руки народный исполнитель «выбирает» мелодию наигрыша (с. Спицыно Шатровского района).
В Шатровском и Шадринском районах были распространены гармони «русского» строя, а в Куртамышском районе – гармони-однорядки. Гармони-хромки бытуют повсеместно. В г. Куртамыш было несколько гармонных мастеров, владеющих навыками кустарного изготовления гармоней. Сохранилась фотография гармонного мастера и две гармони-однорядки, хранящиеся в Куртамышском краеведческом музее.
Традиция инструментального исполнительства, некогда широко распространенная на всей территории Курганской области, в настоящее время угасает. Несмотря на это в ходе современных полевых исследований удалось зафиксировать игру прекрасных музыкантов из Куртамышского, Шадринского, Шатровского районов. Записаны наигрыши, относящиеся к разным историко-стилевым пластам народной традиционной культуры, раскрывающие путь развития инструментальных традиций Зауралья.